• s13_arz@mail.52gov.ru
  • 8(83147)6-31-60
О работе единого детского телефона доверия.
 
О работе единого детского телефона доверия.

С 1 ноября 2010 года на территории Российской Федерации начал работать детский телефон доверия с единым номером «8-800-2000-122». Время работы телефона с 9.00. до 21.00. ежедневно (кроме выходных и праздничных дней).
Деятельность детского телефона доверия заключается в оказании детям и их родителям (законным представителям) экстренной консультативно-психологической помощи по телефону, в том числе в случае жестокого обращения и насилия в отношении детей, включая случаи сексуального насилия в семье, так и вне ее.

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
 Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
 Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
 Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
 открытое неприятие и постоянная критика ребёнка
 угрозы в адрес ребёнка в словесной форме
 замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка
 преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка
 ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
 однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
 Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
 отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
 отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
• обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
• защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
• обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
• признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
• защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
• защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
• меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
• за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
• за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:
• право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
• право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
• лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
• немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)


Памятка родителям о физическом наказании

Ребенок — Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям.
Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека.
И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком.
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.
Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители через физическое наказание «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:
— страх;
— возмущение, протест;
— обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;
— разрушение «нравственных тормозов»;
— стремление к обману, изворотливость;
— потерю способности к здравому рассуждению;
— ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;
— агрессивное поведение;
— снижение самооценки;
— ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.
Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Родителям о наказании
1. Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
2. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
3. Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
4. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
5. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
6. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть, как сразу возникает конфликт.
7. Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
8. Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Чем заменить наказание
1. Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
2. Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
3. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
4. Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

Что означает «быть ответственным родителем»?
Устанавливать жесткую дисциплину или стать другом своему ребенку?
Оберегать или дать возможность учиться на своих ошибках?
Направлять развитие ребенка или позволить ему идти собственной дорогой?
У родителей всегда вопросов больше, чем ответов. Каждый родитель выстраивает взаимодействие с ребенком по-своему, исходя из собственных ценностей, опыта и представлений.
Но есть и что-то общее, из чего складывается понимание ответственного родительства:
1. Уважение: умение слушать ребенка и ценить его как полноправную личность.
2. Забота: давать необходимую ребенку любовь, тепло и безопасность.
3. Руководство: определение рамок поведения ребенка, помощь в освоении правил, существующих в обществе.
4. Развитие способностей ребенка.
5. Воспитание без применения насилия: исключение всех телесных и психологических форм наказания, унижающих достоинство ребенка.
Эти принципы помогут не только сделать воспитание более успешным. Ваше общение с ребенком станет более конструктивным.
Dolphin