• s13_arz@mail.52gov.ru
  • 8(83147)6-31-60
Ищу человека!
Классный час «Ищу человека!» (7 «Б» класс)
Цели:
 продолжить развитие понятий «Человек», «Духовность», «нравственность», «подвиг» и др.
 познакомить ребят с жизнью и (фрагментарно) с творчеством патриарха Сергия Страгородского;
 продолжить воспитание в детях чувства любви к родной истории, чувства гордости за своих соотечественников
Оборудование и материалы:
Мультимедийный проектор, экран, презентации «Ищу человека», «Жизнь патриарха Сергия Страгородского», карточки красного и зеленого цвета, доска, мел.
Во всем мире человеку принадлежит только одно – право выбора. (Луис Ривера),
Ход классного часа.
Появляется ученик в костюме нищего. У него на лице маска, в руках посох и фонарь. Он идет, заглядывая в лица, освещая их.
Учитель: Древняя Греция. IV век до н. э. По улицам одного города ходил странный человек. Звали его Диогеном. И днем и ночью он двигался с зажженным фонарем, заглядывая в лица прохожих. "Что ищешь ты?” - спрашивали у него. "Ищу человека” - отвечал Диоген. Он считал, что окружающие его люди погрязли в различных пороках и не достойны звания Человек.
Прошли века, но Диоген продолжает свой поиск.
I (вступление, постановка целей урока, проблемы).
Учитель: Сегодня на классном часе мы постараемся решить очень важную проблему: «Что значит быть человеком?!». Часто мы слышим в жизни выражения: "Ты человек или кто?”, "Будь человеком”, "Это человек с большой буквы”. Или приходим в библиотеку, а там на полке книга: Борис Полевой "Повесть о настоящем человеке”.
Так что же значит это выражение "Быть Человеком”?
II. Основная часть.
1. Задание. Вспомнить литературных персонажей, исторических деятелей, киногероев, того, кого можно назвать Человеком. (ребята называют имена, это сопровождается слайдами)
Вопросы:
Почему они назвали имя того или иного деятеля?
"Что объединяет всех названных людей?”, "Какие черты характера?”. (мужество, доброта, отвага, смелость, способность отдать жизнь за других и т. п.). Все названное записывается на доске.
Среди ответов могут прозвучать имена русских священников, например, Сергия Радонежского.
2. Учитель: Наша арзамасская земля также славится великими людьми.
В этом году мы вместе со всей Россией отмечаем 140-летний юбилей Сергия Страгородского. Знаем ли мы этого человека? А ведь он был нашим земляком.
(получившая заранее задание ученица рассказывает о жизни Сергия Страгородского. Сообщение сопровождается презентацией) (см. Приложение).
Так же, как и многие известные люди Сергий стоял перед выбором: пойти ли на сотрудничество с большевиками, или остаться равнодушным ко всем страшным репрессиям. И он сделал правильный, очень важный выбор, во многом перевернувший всю цепь взаимодействий между государством (советским) и церковью.
В апреле прошлого года администрацией города Арзамаса совместно с Нижегородской епархией был объявлен конкурс на лучший проект памятника Патриарху Сергию (Страгородскому), который установят в нашем городе.
3. История знала немало героев, и всем им приходилось делать выбор между любовью и ненавистью, правдой, истиной и ложью, жизнью и смертью.
Обратим внимание на эпиграф.
«Во всем мире человеку принадлежит только одно – право выбора» (Луис Ривера), "человек – это не его положительные или отрицательные качества, а сделанный им выбор” (Дж. Роулинг)”.
Проблемная ситуация. Человеку всегда дано право выбора. Как бы поступили вы на месте на месте великих людей??
(Предварительно всем участникам следует раздать небольшие карточки красного и черного цветов. Зеленый цвет – поступил так же, красный – поступил по-другому. Данный момент важен не результатом, а самой ситуацией нравственного выбора.
Учитель: "Многим было очень тяжело сделать выбор. Многие ловили себя на мыслях: "Я не так силен”, "Мне не хватило бы храбрости”, "Может быть и смог, но жалко близких”, "Это было давно, мы не знаем всех тонкостей дела” и т. п.”.
Как же быть нам, современным людям? Кажется, что сегодня в нашей жизни не осталось место подвигу. Не надо спасать целые народы. Что же нужно, чтобы стать ЧЕЛОВЕКОМ?
(ответы учащихся).
Учитель: Каждый день мы можем совершать маленькие подвиги: перевести старушку через дорогу, помочь маме. Просто, сказать кому-то добрые слова. Не всегда так получается. В этом нам мешают множество качеств, с которыми мы должны бороться.
«Ярмарка душевных качеств»
Сегодня у всех участников есть уникальная возможность приобрести то положительное качество, которое присуще настоящему Человеку. Цена – семь ваших отрицательных качеств или качеств, от которых вы хотели бы избавиться. Вы можете купить 1 положительное за 7 отрицательных. На оставшейся черной или красной карточке участники пишут семь отрицательных качеств и бросают в приготовленную коробку.
После того, как учащиеся совершили "покупку”, гаснет свет, выходит девушка со свечой в руке, читает стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…».
Учитель еще раз читает эпиграф.
Помните о тех людях, которые заслужили звание Человек, стремитесь сами заслужить его. Первые шаги вы уже сделали. Но впереди - долгий путь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Сообщение.
Патриарх Сергий Страгородский.
(информация для докладчика)
Сергий (Страгородский Иоанн Николаевич), Патриарх Московской и всея Руси.
Родился 11 января 1867 года в Нижегородской губернии в городе Арзамасе, в семье протоиерея, где получил глубокое религиозное воспитание. Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище. В 1886 году окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Санкт-петербургскую духовную академию. В 1890г, будучи еще студентом академии ,пострижен в монахи, а затем рукоположен в иеромонахи.
13 июня 1890, после выпуска из академии, назначен в Японию членом Православной духовной миссии.
В 1893 г. Сергий возвращается в Санкт-Петербурги преподает в академии.
21 сентября 1894 год возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.
В 1895 году 1880 года удостоен степени магистра богословия за диссертацию "Православное учение о спасении". В 1897 году вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии.29 июля 1899 года определен ректором Санкт-петурбургской духовной семинарии. С 21 января 1901 года - ректор духовной академии.
25 февраля 1901 года хиротонисан в епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии.
(вывод: стремительная карьера умного, очень глубокого человека, полностью отдававшегося на служение своему Отечеству и православной церкви).
Сергий был хорошо известен своими богословскими трудами. К 1917 он был одним из наиболее авторитетных иерархов православной церкви.
В январе 1921 года митрополит Сергий был арестован и длительное время находился в Бутырской тюрьме. На Пасху он был выпущен на свободу. Основанием для его ареста был бракоразводный процесс. В соответствии с пунктом обвинения он был приговорен к ссылке в Нижний Новгород, куда и выехал в июне месяце. Там митрополит Сергий жил в Крестовоздвиженском монастыре и имел возможность беспрепятственно совершать богослужения.
С 18 марта 1924 года - митрополит Нижегородский.С 10 декабря 1925 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя. С ноября 1926 года епархией не управлял.30 ноября 1926 года митрополит Сергий вновь арестован.Затем Сергий приходит к мнению о необходимости безоговорочно сотрудничать с большевиками. Он был освобожден и 27.марта 1927 вновь возглавил управление Русской православной церкви. 29.июня1927 опубликовал декларацию, в которой призвал верующих и священнослужителей к сотрудничеству с советской властью "не только из страха, но и по совести". Обновленческая деятельность возглавляемой Сергием. Русской православной церкви стала причиной конфликта с зарубежной церковью, а также с частью верующих в СССР ("Катакомбная церковь"). Огромное число верующих посчитали действия Страгородского. предательством веры. С 27 апреля 1934 Сергий становится митрополитом Московским и Коломенским, одновременно с января 1937 - патриаршим местоблюстителем. Перед войной, во время руководства Сергия прошли массовые репрессии против священников - только 4 епископа не подверглись аресту, тысячи священников были расстреляны (прежде всего противники "мирнообновленчества").
После начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941 Сергий Страгородский обратился к верующим с призывом встать на защиту родины. В 1941-43 находился в эвакуации в Ульяновске. В сентябре 1943 И. В. Сталин разрешил восстановить патриаршество, и Сергий 8 сентября был избран патриархом Московским и Всея Руси.Он Возглавил сбор церковью средств на нужды войны, выступал с обличительными речами против тех представителей духовенства, которые выступили против большевиков.
По всей стране в централизованном порядке происходило открытие тысяч православных храмов, а количество церковных общин было вскоре доведено, по некоторым сведениям, до 20 тысяч! Из заключения и ссылок выпускаются епископы — сторонники курса митрополита Сергия и сразу получают назначения на епархиальные кафедры. Находящиеся в действующей армии бывшие священнослужители демобили-зовываются при согласии вернуться к церковной службе... В целях подготовки кадров священнослужителей решили вновь открыть духовные учебные заведения — академии и семинарии. Церковь получила возможность издания религиозной литературы — в том числе периодической.
В жизни и деятельности Патриарха Сергия нельзя не отметить один чрезвычайно важный момент: во время Великой Отечественной войны под его руководством все православное русское духовенство активно помогало обороне страны. Призывая к усиленной борьбе против захватчиков и к самоотверженному труду в тылу. Под его руководством духовенство укрепляло патриотический дух русского народа, поддерживало его моральное состояние и оказывало значительную материальную помощь фронту.
Скончался 2/15 мая 1944 года. Погребен в Николаевском приделе Московского Патриаршего Богоявленского собора.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
М.И.Цветаева.
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет всe, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет всe -- как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,
Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
-- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
-- К вам всем -- что мне, ни в чем
не знавшей меры,
Чужие и свои?!
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто -- слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне -- прямая неизбежность --
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность,
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
-- Послушайте! -- Еще меня любите
За то, что я умру.
Dolphin