Психолого-педагогические условия
реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Психолого-педагогические условия
реализации основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с приказом
«О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего
образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22 сентября
Психолого-педагогические
условия реализации основной образовательной программы начального общего
образования должны обеспечивать:
·
преемственность
содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих
реализацию основных
образовательных программ
дошкольного образования и начального общего образования;
·
учет специфики
возрастного развития учащихся;
·
формирование и
развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и
административных работников,
родителей (законных
представителей) учащихся;
·
вариативность
направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного
процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся; формирование ценности здоровья и
безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг
возможностей и способностей учащихся, выявление и поддержка одаренных детей,
детей с ОВЗ; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и
среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
·
диверсификацию
уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой,
уровень класса, уровень учреждения);
·
вариативность
форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного
процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа,
развивающая работа, просвещение, экспертиза)
Цель психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса:
Обеспечить
комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся, родителей и
педагогического коллектива школы, способствуя личностному развитию и сохранению
психологического здоровья участников образовательно-воспитательного процесса.
Задачи:
1.
Содействовать
созданию благоприятных психолого-педагогических условий на этапе поступления в школу
и адаптации к школе.
2.
Систематически
отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического
развития в процессе школьного обучения.
3.
Способствовать
профилактике и преодолению отклонений в психологическом развитии учащихся.
4.
Создавать
социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в
психологическом развитии и обучении.
5.
Организовывать
своевременное консультативное сопровождение педагогов, детей и их родителей в
ситуациях, находящихся в области компетенции педагога-психолога.
Направления работы:
·
Профилактическое
·
Диагностическое
·
Консультационное
·
Коррекционно-развивающее
·
Организационно-методическое
№ п/п |
Содержание работы |
Ответственный |
Срок проведения |
Предполагаемый результат |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
Профилактическое
направление |
||||||||
1 |
Групповые занятия по адаптации первоклассников к школьному
обучению |
Педагог-психолог |
Сентябрь-май |
Психолого-педагогическая
поддержка первоклассников в адаптивный период, содействующая осознанию
позиции школьника, позволяющая приспособиться к школьным требованиям,
способствующая формированию дружеских отношений в классе. Профилактика школьной
дезадаптации |
||||
2 |
Групповые занятия со второклассниками и третьеклассниками
по сохранению психологического здоровья |
Педагог-психолог |
Сентябрь-май |
Сохранение психологического здоровья учеников,
исследование собственного внутреннего мира, понимание и принятие
индивидуальных особенностей, формирование благоприятного климата в коллективе |
||||
3 |
Индивидуальная работа с детьми группы риска |
Педагог-психолог |
В течение учебного года |
Профилактика отклонений в личностном развитии, поведении и
деятельности школьников |
||||
Диагностическое
направление |
||||||||
1 |
Психологическое обследование познавательных процессов и
психологической готовности первоклассников к школе |
Педагог-психолог |
Сентябрь, апрель сентябрь |
Определение уровня развития познавательных процессов и
психологической готовности детей к началу школьного обучения |
||||
2 |
Наблюдение за учащимися в адаптационный период, диагностика процесса адаптации
первоклассников к школьному обучению |
Педагог-психолог |
Сентябрь-декабрь; |
Определение уровня адаптации учащихся к школе; выявление учащихся с признаками дезадаптации |
||||
3 |
Психологическое обследование познавательных процессов
второклассников и третьеклассников, социометрия |
Педагог-психолог |
Сентябрь, апрель |
Своевременное выявление детей, которым необходима
психологическая помощь |
||||
4 |
Диагностика воспитанности учащихся |
Заместитель директора по воспитательной работе,
педагог-психолог |
Октябрь-ноябрь, апрель-май |
Определения уровня воспитанности учащихся |
||||
5 |
Диагностика личностных особенностей,
социально-психологических качеств, ценностных ориентаций и мотивации учебной
деятельности учеников |
Педагог-психолог |
Январь-апрель |
Выявление особенностей психолого-педагогического статуса
школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем,
возникающих у них в процессе обучения и общения |
||||
7 |
Психодиагности-ческое обследование
дошкольников, планирующих поступать в гимназию |
Педагог-психолог |
Май |
Определение уровня психологической готовности дошкольников
к началу школьного обучения |
||||
Консультационное
направление |
||||||||
1 |
Консультации для родителей о возрастных, индивидуальных
особенностях детей, проблемах периода
адаптации первоклассников к школьному обучению, консультации по актуальным
проблемам |
Педагог-психолог |
В течение учебного года |
Повышение психологической
культуры родителей, осознание себя активными субъектами воспитательного
процесса. Ознакомление с основными
трудностями периода адаптации к школьному обучению тактикой общения и помощи
детям |
||||
2 |
Индивидуальные консультации родителей по результатам
психодиагностического обследования, разработка рекомендаций по организации
семейного воспитания (по запросу родителей) |
Педагог-психолог |
В течение учебного года |
Психологическая поддержка родителей, консультативная
помощь |
||||
3 |
Консультации для педагогов об индивидуальных и возрастных
психологических особенностях детей,
проблеме адаптации к началу школьного обучения (по запросу) |
Педагог-психолог |
В течение учебного года |
Разработка рекомендаций по
построению учебно-воспитательного процесса в соответствие с индивидуальными
особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе наблюдения и
психологической диагностики. Повышение уровня психологической компетентности педагогов |
||||
Коррекционно-развивающее
направление |
||||||||
1 |
Коррекционно-развивающие
занятия с первоклассниками, испытывающими трудности в обучении и адаптации к
школе |
Педагог-психолог |
В течение учебного года |
Коррекция и развитие психических процессов, снижение
тревожности, повышение учебной мотивации школьников |
||||
2 |
Коррекционно-развивающая работа с учащимися по результатам
психологической диагностики (по запросу родителей, педагогов) |
Педагог-психолог |
По запросу в течение учебного года |
Развитие и коррекция личностной, эмоционально-волевой и
познавательной сферы учащихся |
||||
Организационно-методическое
направление |
||||||||
1 |
Изучение методической литературы; участие в работе научно-практических семинаров, конференций; посещение совещаний и методических объединений психологов |
Педагог-психолог |
В течение учебного года |
Обмен опытом работы; изучение
передового опыта в сфере организации психологической службы в системе образования; повышение профессиональной
квалификации |
||||
2 |
Участие в работе психолого-педагогического консилиума |
Заместитель директора
педагог-психолог; учителя |
В соответствии с графиком |
Ознакомление педагогов с результатами психологической
диагностики; координация взаимодействия педагога-психолога и педагогов |
||||
3 |
Составление текущих отчетов; подведение итогов работы за учебный год, подготовка
итогового отчета |
Педагог-психолог |
В конце каждой четверти, в течение учебного года; Май-июнь |
Анализ работы за отчетный период, определение перспектив на
будущий год |
||||