• s13_arz@mail.52gov.ru
  • 8(83147)6-31-60

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования.


Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с приказом «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 одним из обязательных условий реализации ООП НОО является психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

·        преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных

образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;

·        учет специфики возрастного развития учащихся;

·        формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников,

родителей (законных представителей) учащихся;

·        вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья  учащихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей учащихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ОВЗ; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

·        диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

·        вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза)

Цель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

Обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся, родителей и педагогического коллектива школы, способствуя личностному развитию и сохранению психологического здоровья участников образовательно-воспитательного процесса.

Задачи:

1.         Содействовать созданию благоприятных психолого-педагогических условий на этапе поступления в школу и адаптации к школе.

2.         Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития в процессе школьного обучения.

3.         Способствовать профилактике и преодолению отклонений в психологическом развитии учащихся.

4.         Создавать социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

5.         Организовывать своевременное консультативное сопровождение педагогов, детей и их родителей в ситуациях, находящихся в области компетенции педагога-психолога.

    

Направления работы:

·                    Профилактическое

·                    Диагностическое

·                    Консультационное

·                    Коррекционно-развивающее

·                    Организационно-методическое

 


№ п/п

Содержание работы

Ответственный

Срок проведения

Предполагаемый результат

1

2

3

4

5

Профилактическое направление

1

Групповые занятия по адаптации первоклассников к школьному обучению

Педагог-психолог

Сентябрь-май

Психолого-педагогическая поддержка первоклассников в адаптивный период,

содействующая осознанию позиции школьника, позволяющая приспособиться к школьным требованиям, способствующая формированию дружеских отношений в классе.

Профилактика школьной дезадаптации

2

Групповые занятия со второклассниками и третьеклассниками по сохранению психологического здоровья

Педагог-психолог

Сентябрь-май

Сохранение психологического здоровья учеников, исследование собственного внутреннего мира, понимание и принятие индивидуальных особенностей, формирование благоприятного климата в коллективе

3

Индивидуальная работа с детьми группы риска

Педагог-психолог

В течение учебного года

Профилактика отклонений в личностном развитии, поведении и деятельности школьников

Диагностическое направление

1

Психологическое обследование познавательных процессов и психологической готовности первоклассников к школе

Педагог-психолог

Сентябрь, апрель

 

 

сентябрь

Определение уровня развития познавательных процессов и психологической готовности детей к началу школьного обучения

2

Наблюдение за учащимися в адаптационный период,  диагностика процесса адаптации первоклассников к школьному обучению

Педагог-психолог

Сентябрь-декабрь;

Определение уровня адаптации учащихся к школе;

выявление учащихся с признаками дезадаптации

3

Психологическое обследование познавательных процессов второклассников и третьеклассников, социометрия

Педагог-психолог

Сентябрь, апрель

Своевременное выявление детей, которым необходима психологическая помощь 

4

Диагностика воспитанности учащихся

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог

Октябрь-ноябрь,

 

апрель-май

Определения уровня воспитанности учащихся

5

Диагностика личностных особенностей, социально-психологических качеств, ценностных ориентаций и мотивации учебной деятельности учеников

Педагог-психолог

Январь-апрель

Выявление особенностей психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения

7

Психодиагности-ческое обследование дошкольников, планирующих поступать в гимназию

Педагог-психолог

Май

Определение уровня психологической готовности дошкольников к началу школьного обучения

Консультационное направление

1

Консультации для родителей о возрастных, индивидуальных особенностях детей,  проблемах периода адаптации первоклассников к школьному обучению, консультации по актуальным проблемам

Педагог-психолог

В течение учебного года

Повышение психологической культуры родителей, осознание себя активными субъектами воспитательного процесса.

Ознакомление с основными трудностями периода адаптации к школьному обучению тактикой общения и помощи детям

2

Индивидуальные консультации родителей по результатам психодиагностического обследования, разработка рекомендаций по организации семейного воспитания (по запросу родителей)

Педагог-психолог

В течение учебного года

Психологическая поддержка родителей, консультативная помощь

3

Консультации для  педагогов об индивидуальных и возрастных психологических  особенностях детей, проблеме адаптации к началу школьного обучения (по запросу)

Педагог-психолог

В течение учебного года

Разработка рекомендаций по построению учебно-воспитательного процесса в соответствие с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе наблюдения и психологической диагностики.

Повышение уровня психологической компетентности педагогов

Коррекционно-развивающее направление

 

1

Коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками, испытывающими трудности в обучении и адаптации к школе

Педагог-психолог

В течение учебного года

Коррекция и развитие психических процессов, снижение тревожности, повышение учебной мотивации школьников

2

Коррекционно-развивающая работа с учащимися по результатам психологической диагностики (по запросу родителей, педагогов)

Педагог-психолог

По запросу в течение учебного года

Развитие и коррекция личностной, эмоционально-волевой и познавательной сферы учащихся

Организационно-методическое направление

1

Изучение методической литературы;

участие в работе научно-практических семинаров, конференций;

посещение совещаний и методических объединений психологов

Педагог-психолог

В течение учебного года

Обмен опытом работы; изучение передового опыта в сфере организации психологической службы в системе  образования; повышение профессиональной квалификации

2

Участие в работе психолого-педагогического консилиума

Заместитель директора педагог-психолог;

учителя

В соответствии  с графиком

Ознакомление педагогов с результатами психологической диагностики;

координация взаимодействия педагога-психолога и педагогов

3

Составление текущих отчетов;

подведение итогов работы за учебный год, подготовка итогового отчета

Педагог-психолог

В конце каждой четверти,

в течение учебного года;

Май-июнь

Анализ работы за отчетный период,

определение перспектив на будущий год

 

Dolphin