Программа внеурочной
деятельности.
Для организации
внеурочной деятельности нашей школы выбрана оптимизационная модель, которая
разработана на основе всех внутренних ресурсов образовательного учреждения.
Актуальность данной модели обусловливается:
- необходимостью
создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства,
общества, учащихся и их родителей;
- спецификой
младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное
воздействие;
- оптимизацией
внутренних ресурсов ОУ.
Преимущества
оптимизационной модели:
- минимизация
финансовых расходов на внеурочную деятельность;
- создание
единого образовательного и методического пространства в школе;
- формирование
содержательного и организационного единства всех подразделений школы.
Внеурочная
деятельность организуется на основании Плана внеурочной деятельности,
направленной на разностороннее развитие учащихся, которое возможно только в том
случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми
создает условия для самореализации ребенка. Самореализации обучающихся способствуют
развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих
способностей, умение находить необходимую информацию.
Главная цель: создание образовательной и развивающей
среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитие личности ребенка, его
гражданское становление.
Основными
задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
• выявление
интересов, склонностей, способностей,
возможностей
учащихся к различным видам деятельности;
• оказание
помощи в поисках «себя»;
• создание
условий для индивидуального развития ребенка в
избранной сфере
внеурочной деятельности;
• формирование
системы знаний, умений, навыков в избранном
направлении
деятельности;
• развитие опыта
творческой деятельности, творческих
способностей;
• создание
условий для реализации приобретенных знаний,
умений и
навыков;
• развитие опыта
неформального общения, взаимодействия,
сотрудничества;
• расширение
рамок общения с социумом.
В организации
оптимизационной модели внеурочной деятельности принимают участие педагогические
работники образовательного учреждения: учителя начальных классов, учителя-предметники
(ИЗО, физической культуры, музыки), педагог-психолог, социальный педагог,
библиотекарь, руководитель музея.
В каждом классе
координирующую роль выполняет учитель, классный руководитель, который в
соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками,
а также с учебно-вспомогательным персоналом школы;
организует в классе образовательный процесс,
оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через
разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива
класса;
организует социально значимую, творческую
деятельность учащихся.
Учителями, в
рамках осуществления функций классного руководителя, составлены планы
воспитательной работы классов в оответствии с программой воспитания школы. Воспитательная
работа в классах реализуется через классные часы, в рамках рабочих программ по
внеурочной деятельности: «Я – гражданин России», «Уроки здоровья», «Уроки
общения», правовой лекторий, основы исследовательской деятельности. Каждое направление
имеет свои цели, задачи и направлено на развитие учащихся.
Воспитательная
работа, организованная педагогами развивает в ребёнке общечеловеческие
ценности, и позволяет обратить внимание на его жизненные ориентиры, личностное
бытие.
Образовательным
учреждением выбрано пять направлений.
Программа
предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с
учащимися через систему классных часов,
общешкольных мероприятий, викторин, участия в акциях, спортивных мероприятиях,
занятия в кружках и секциях.
Каждый из
модулей предполагает организацию определенного направления внеурочной деятельности
и направлен на решение своих педагогических задач.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной
деятельности направлено на развитие физических качеств учащихся, укрепление их
здоровья и формирование здорового образа жизни. Формами работы с обучающимися
являются: занятия в спортивной секциях школы и УДОД, беседы о ЗОЖ, участие в
оздоровительных процедурах, школьные спортивные турниры.
Общекультурное направление внеурочной
деятельности представлено кружками «Эстрадный театр», занятия в музыкальной
школе (договор о сотрудничесве), художественной школе, общешкольные
мероприятия, взаимодействие с театром, библиотеками №2, 7. Презентация деятельности детей проводится в
виде участия в праздниках и концертах, фестивалях искусств, спектаклей на уровне
класса и школы.
Общеинтеллектуальное направление представлено программой
курса «Я - исследователь» – система внеурочных занятий, которые формируют у
детей основы исследовательской деятельности, как одного из методов изучения
окружающего мира. Целью курса является
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков. Формами
работы являются викторины, познавательные игры, познавательные беседы,
общественный смотр знаний, внешкольные акции познавательной направленности
(олимпиады, конференции), участие в работе интернет-центра.
Духовно-нравственное направление внеурочной
деятельности представлено системой классных часов «Я – гражданин России» Дети
принимают участие в подготовке и проведении праздников, знакомятся с основными
традициями, национальными ценостями, воспитывается любовь к малой родине. Готовят социальные проекты на
основе исследовательской деятельности.
Социальное
направление реализуется во всех направления внеурочной деятельности.
Для реализации
внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе созданы необходимые условия:
занятия проводятся в 1 смену, кабинеты начальных классов, оборудованны
компьютерной техникой, функционирует столовая, в которой организовано
двухразовое питание (завтрак и обед) для посещающих ГПД; имеется актовый зал,
музыкальная техника, кабинеты музыки и ИЗО, интернет-центр, библиотека, 2
спортивных зала со спортивным инвентарем для младших школьников, спортивные
площадки, футбольное поле.
Результаты реализации модели.
Внеурочная
деятельность учащихся проводится с целью мотивации школьников, достижения трёх
уровней результатов.
1. Результаты первого уровня (приобретение
школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной
жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни
человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах
здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных
играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки
социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о
способах амостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о равилах
проведения исследования.
2.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие
ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре,
труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской
деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания,
самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех
трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об
эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности.
Управление
реализацией программы осуществляется через:
планирование,
контроль и корректировку действий.
Управление любой инновационной деятельностью
идёт по следующим направлениям:
- организация
работы с кадрами;
- организация
работы с ученическим коллективом;
- организация
работы с родителями, общественными организациями,
социальными партнёрами;
- мониторинг
эффективности инновационных процессов.
Контроль
результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики учащихся, педагогов, родителей.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности.
Цель
диагностики – выяснить, являются ли воспитывающими те виды внеурочной
деятельности, которыми занят школьник.
Личность самого
воспитанника.
Детский
коллектив.
Профессиональная
позиция педагога.
Методы и
методики мониторинга изучения детского коллектива их кругозора и всесторонней
ориентации в окружающем их мире, даёт возможность практически использовать
знания в реальной жизни.
Внеурочная
деятельность направлена на формирование нормы поведения, развитие социальных
способностей и умений на освоение учащимися форм групповой работы,
использование ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных
задач.
Показатели деятельности по реализации модели
внеурочной деятельности:
1. Результаты
промежуточной и итоговой аттестации учащихся (итоги
учебного года);
2. Проектная
деятельность учащихся;
3. Участие
учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. в школе и вне
школы;
4. Количество
учащихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях;
5. Посещаемость
занятий;
6. Посещение родителями
учащихся родительских собраний;
7. Участие
родителей в мероприятиях;
8.
Удовлетворенность учащихся жизнью школе;
9.
Удовлетворенность родителей деятельностью педагога, школы;
10. Наличие
благодарностей, грамот;
11. Ведение аналитической
деятельности своей работы (отслеживание результатов, коррекция своей
деятельности);
12. Применение
современных технологий, обеспечивающих
индивидуализацию
обучения;
13. Презентация
опыта на различных уровнях.
Внеурочная
деятельность учащихся организуется и проводится с целью мотивации школьников,
расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире, даёт
возможность практически использовать знания в реальной жизни.
Ожидаемые результаты:
• внедрение
эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
• улучшение
психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
• укрепление
здоровья учащихся;
• развитие
творческой активности каждого ребёнка;
• укрепление
связи между семьёй и школой.
Сотворчество
учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной
деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание
сотворчества):
•
непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной
внеурочной работы с детьми;
• развитие
сотрудничества с учителями и детьми в учебно- познавательной, исследовательской
деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
• оказание
помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий
школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для
качественной организации данных занятий.