Программа
коррекционной работы
Одной из важнейших задач начального образования в
соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего
образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех
обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных
условиях обучения– детей с ограниченными
возможностями здоровья».
Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии со
Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной
программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и
(или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает
создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать
особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает как
вариативные формы получения образования, так и раз личные варианты специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть
формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном)
классе по общей образовательной программе начального общего образования или по
индивидуальной программе, с использованием надомной. Варьироваться могут
степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы
работы.
Задачи программы
— Своевременное выявление детей с трудностями адаптации,
обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
— определение особых образовательных потребностей
детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов;
— определение особенностей организации
образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и
степенью его выраженности;
— создание условий, способствующих освоению детьми с
ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы
начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
— осуществление индивидуально ориентированной
психолого- медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-
медико -педагогической комиссии);
— разработка и реализация индивидуальных учебных
планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с
выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые
поддержкой тьютора образовательного учреждения; — обеспечение возможности
обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения
дополнительных образовательных коррекционных услуг;
— реализация системы мероприятий по социальной
адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
— оказание консультативной и методической помощи
родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями
здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют
следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет
позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной
пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство
диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу
особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями
здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного
профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем
ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его
родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание
вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные
недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
— Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных
законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми
образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы
детей, включая обязательное согласование с родителями (законными
представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными
возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения
(классы, группы).
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального
общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные
направления отражают её основное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное
выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их
комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-
медико- педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно развивающая работа обеспечивает
своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного
учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у
обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность
специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их
семей по вопросам реализации дифференцированных психолого -педагогических
условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно просветительская работа направлена на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками
образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими
недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной
помощи;
— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в
образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин
трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании
диагностической информации от специалистов разного про филя;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего
развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его
резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально волевой сферы и
личностных особенностей обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий
семейного воспитания ребёнка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня
социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
— системный разносторонний контроль специалистов за
уровнем и динамикой развития ребёнка;
— анализ успешности коррекционно развивающей работы.
Коррекционно- развивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и
приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение специалистами
индивидуальных и групповых коррекционно развивающих занятий, необходимых для
преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
— системное воздействие на учебно-познавательную
деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на
формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально волевой и личностной сфер
ребёнка и психокоррекцию его поведения; — социальную защиту ребёнка в случаях
неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по
основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору
индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора
стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья.
Информационно просветительская работа предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности
(лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на
разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим,
так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам,
— вопросов, связанных с особенностями образовательного
процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— проведение тематических выступлений для педагогов и
родителей по разъяснению индивидуально типологических особенностей различных
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для
устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно
аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка
контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения
специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной
среды с целью соответствия требованиям программно методического обеспечения,
материально технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации
(организационно исполнительская деятельность). Результатом работы является
особым образом организованный образовательный процесс, имеющий
коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных
(вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации
рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей
образовательной среды (контрольно диагностическая деятельность). Результатом
является констатация соответствия созданных условий и выбранных
коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным
потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно
корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых
изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения,
методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной
работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов
образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с
ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в
образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем
ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного
профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного
развития ребёнка;
— составление комплексных индивидуальных программ
общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой,
эмоциональной волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области
психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему
комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать
проблемы ребёнка.
Наиболее распространённые и действенные формы
организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это
консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые
предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным
представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов,
связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей
с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве ещё одного механизма реализации
коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое
предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с
внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными
организациями и другими институтами общества).
Социальное партнёрство включает:
— сотрудничество с учреждениями образования и другими
ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации,
социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
— сотрудничество со средствами массовой информации, а
также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными
объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными
возможностями здоровья;
— сотрудничество с родительской общественностью.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный
режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и
специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии;
— обеспечение психолого-педагогических условий
(коррекционная направленность учебно- воспитательного процесса; учёт
индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального
режима; использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности, доступности);
— обеспечение специализированных условий (выдвижение
комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные
потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в
содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач
развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося
сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения,
специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на
особые образовательные потребности детей; дифференцированное и
индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;
комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и
групповых коррекционных занятиях);
— обеспечение здоровьесберегающих условий
(оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического
здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно гигиенических правил и норм);
— обеспечение участия всех детей с ограниченными
возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их
развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных,
культурно развлекательных, спортивно оздоровительных и иных досуговых
мероприятий; — развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушения психического и (или) физического развития. При организации работы в
данном направлении целесообразно руководствоваться разработанными на
федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику
образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
Программно методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы
могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и
коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления
профессиональной деятельности учителя, педагога психолога, социального
педагога, учителя логопеда, учителя дефектолога и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями
психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным
является использование специальных (коррекционных) образовательных программ,
учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных
ресурсов.