Окружающий мир
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени
начального общего образования:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах
единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе,
человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его
историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте
ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и
демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской
гражданской идентичности;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к
миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и
социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся
ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений
окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё
место в ближайшем окружении;
• получат возможность осознать своё место в мире на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного
опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества,
начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся
видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и
неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им
овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
• получат возможность приобрести базовые умения работы с
ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом
Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и
видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку
собственных сообщений;
• примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей
экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа
жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного
поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой
и неживой природы, выделять их существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую
классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений
и опытов;
• использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных
носятелях, в том числе в контролируемом
Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений,
создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе
и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения
явлений или описания свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека и природы, находить
примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность
человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил
безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании
организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото-
и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить
небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с
использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за
её сохранение, соблюдать правила экологичного
поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и
электроэнергии) и природной среде;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для
сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального
питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной
среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего
региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на
карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его
главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на «ленте времени»;
• используя дополнительные источники информации (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе
имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-равственной отзывчивости,
понимания чувств других людей и сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии,
включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных
устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая
тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека
в его созидательной деятельности на
благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального
сообщества, этноса, нации, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения,
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль
в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.