• s13_arz@mail.52gov.ru
  • 8(83147)6-31-60

Литературное чтение.

    Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У них будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования  художественных, научно-популярных и учебных текстов. На учатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как  грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

 

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

• читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

• различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

• читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы  (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок,  соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);

• использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясьна содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию;

 • использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

• передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);

• участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать художественную литературу как вид искусства;

• предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

• выделять не только главную, но и избыточную информацию;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;

• отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;

• оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание,рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

• высказывать эстетическое и нравственноэтическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;

• делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.

 

Круг детского чтения

Выпускник научится:

• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

• самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному  желанию;

• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

• пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

• определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

• писать отзыв о прочитанной книге;

• работать с тематическим каталогом;

• работать с детской периодикой.

 

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

• сравнивать, сопоставлять  художественные произведения разных жанров,  выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать

особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);

• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста)

 

Творческая деятельность

Выпускник научится:

• читать по ролям литературное произведение;

• создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

• реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

Выпускник получит возможность научиться:

• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

• создавать иллюстрации по содержанию произведения;

• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

• создавать собственный текст (повествование – по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).

Dolphin