Литературное чтение.
Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У них будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим
наследием России и общечеловеческими ценностями.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную
литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку
зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать
художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими
видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими
возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к
дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской
компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия,
отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и
преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов. На учатся самостоятельно выбирать
интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя
как грамотных читателей, способных к
творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,
соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические
высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание
текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с
элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать
наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться
выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с
небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной
и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для
практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на
практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила
групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного
опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и
приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной
информации;
• читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
• различать на практическом уровне виды текстов (художественный,
учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
• читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста
прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после
предварительной подготовки;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое,
выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в содержании художественного, учебного и
научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при
прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и
подтемы (микротемы); основные события и
устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать
заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию
произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения,
факты, заданные в явном виде);
• использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов
(делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями,
фактами, опираясьна содержание текста; находить средства выразительности:
сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к
герою, событию;
• использовать различные формы
интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые
выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но
и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его
многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе
свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в
тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять
(пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными
нормами;
• передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом
специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде
пересказа (полного, краткого или выборочного);
• участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать
вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила
речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий
опыт;
• выделять не только главную, но и избыточную информацию;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного
текста и высказывать суждение;
• определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его
поступкам;
• отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения
литературного произведения;
• оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого
объёма (повествование, описание,рассуждение): с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или отвечая на вопрос;
• высказывать эстетическое и нравственноэтическое суждение и
подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
• делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического
использования.
Круг детского чтения
Выпускник научится:
• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник
произведений от авторской книги;
• самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в
библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги,
рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
• пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с
выдающимися произведениями классической и современной отечественной и
зарубежной литературы;
• определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных
интересов и познавательных потребностей;
• писать отзыв о прочитанной книге;
• работать с тематическим каталогом;
• работать с детской периодикой.
Литературоведческая
пропедевтика
Выпускник научится:
• сравнивать, сопоставлять
художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака
(отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать
особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд
литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура
текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение,
олицетворение, метафора, эпитет);
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе
авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том
числе из текста)
Творческая деятельность
Выпускник научится:
• читать по ролям литературное произведение;
• создавать текст на основе интерпретации художественного произведения,
репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на
основе личного опыта;
• реконструировать текст, используя различные способы работы с
«деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий,
причинно-следственные связи.
Выпускник получит возможность научиться:
• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять
текст;
• создавать иллюстрации по содержанию произведения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии,
проекты;
• создавать собственный текст (повествование – по аналогии, рассуждение
– развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).